location.href="http://ket-met.ru/raznopolye-deti/stereotipy-v-devichem-vospitanii/";/* Гендерный подход в воспитании

Гендерный подход в воспитании - ket met

KET MET
Гендерный подход в воспитании

Гендерный подход в воспитании

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли; в трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределить обязанности с учётом пола партнера.

Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях, которое должно формироваться с раннего возраста. Этому могут способствовать принципы гендерного подхода к образованию.

Полоролевое или гендерное воспитание? Есть ли разница? Полоролевое воспитание детей в России осуществлялось естественно. Девочки большую часть времени проводили с мамой, а мальчиков с трёх лет воспитывал папа. Дети постоянно общались со своими родителями, в результате чего у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. При многочисленных исследованиях учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Становление гендерной идентичности является серьёзной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой или бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, так как у неё другой тип мышления.

Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным, а женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.

Ученые считают необходимостью качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, скромности. Дети должны знать не только свои права, но и обязанности.

Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирующихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.

Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам наоборот - необходимо более большее пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки. Шумные, игры наполненные движением, вызывают у воспитателей раздражение, так как они, считают, что такие игры бессмысленны и могут привести к травме, резко прерывают, лишая радости, которую дети при этом  испытывают.

Необходимо организовать игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

Особенности: В игровых ситуациях: формировать умения описывать свой внешний вид (кто я, какой я); побуждать рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится); развивать способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости); ориентировать ребенка на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, они освобождаются от чувства одиночества, ребёнок познаёт радость близости и сотрудничества.

Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно ориентированные технологии:

Средства

* игры

* народные сказки

* пословицы

* колыбельные песни

Методы:

* игры

* познавательно-развивающие этические беседы

* проблемные ситуации

* схемы-действия

Форма

* игровая деятельность

* экспериментальная

* проблемно-поисковая

 

Какие педагогические задачи являются главными? Это:

  • оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
  • расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
  • поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
  • создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.

Средством формирования гендерной идентичности дошкольников является предметно-развивающая среда. Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества.

Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательское и лидерское поведение.

С учетом гендерного подхода, помимо общепринятых, в группах должны быть введены следующие элементы предметно-развивающей среды:

- Мини-уголки мужского и женского труда, содержание оборудования, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с набором простых инструментов, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты, столы для разделки продуктов, приготовления пищи, доски для глаженья кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой);

- Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующей выполнению различных социальных ролей;

- Уголки красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во внешнем виде;

- Мини-среда светского этикета («Театр», «Концерт», «Прием гостей»), где сосредоточены предметы, обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.

*/